Полномочный представитель Президента РФ

Детские сады г.Пензы
Главная Советы логопеда

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Почему  это происходит?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят с осложнениями. К тому же с великим сожалением можно отметить, что всё меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть  дети, которые молчат до трёх лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растёт. Возможно, кто-то  будет успокаивать вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

В каких случаях нужно проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка?

Если у ребёнка в возрасте от 1 года до 1,5 лет

не появилось ни одного осмысленного слова;

малыш не понимает простых просьб, не отзывается на собственное имя;

ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ;

ребенок не говорит и не использует мимику и жесты;

У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми;

Одновременно с началом речи у ребенка наблюдаются признаки заикания (он делает паузы и остановки, у него появляются запинки, повторы слов, нарушения дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания);

ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

 

А также, если  малыш в возрасте 1,5–3 лет не говорит,  и в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, необходимо, не теряя времени обратиться к грамотным специалистам.

Первый специалист, которого необходимо посетить – это оториноларинголог, в просторечьи лор-врач, чтобы обследовать состояние слуха ребенка.

Следующие специалисты — это невропатолог, логопед и психолог.

Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволят уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.

Помните, чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребёнка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий ребёнок учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас!

Учитель- логопед высшей квалификационной категории
Грунина Юлия Владимировна

 
HostCMS Рейтинг@Mail.ru